Назад
Депутатов Владимир Петрович (15.26 Кб)

Меньше всего, дорогой посетитель сайта, я бы хотел, чтобы этот раздел походил на стандартную автобиографию, но тем не менее: Я Депутатов Владимир Петрович родился 1 августа 1941 года в старинном карельском селе Толмачи, административном центре бывшего Новокарельского района Калининской (ныне Тверской) области, т.е. практически через месяц как началась война. Только в этом году мне рассказала моя мать как придерживал призыв на фронт по различным причинам моего отца , друг семьи - райвоенком, чтобы Петр Иванович сумел увидеть своего желанного первенца, тем более, что отец только что прибыл после завершения "победоносной" советско-финской (зимней) войны.

Однако этому не суждено было сбыться, в конце июля за несколько дней до моего рождения отца призвали, т.к. раскрылась сия "великая тайна" задержки призыва. В наказание отправили на фронт и райвоенкома, где он погиб в первые месяцы войны. Пусть будет земля ему пухом за его добрые дела. Фамилия была его Годунов ( однофамилец с толмачевскими Годуновыми).

Теперь о моих предках и фамилии. Семейная легенда гласит, что мои предки в составе первой волны эмиграции (прошу прощение за применение современной терминологии применительно к событиям многовековой давности) прибыли в Толмачевскую пустынь в числе первых, о чем говорит то обстоятельство, что предки мои поселились в непосредственной близости от церкви.

Фамилия по семейной легенде также связана карелами, т.к.один из моих предков был в составе депутации от карел к царю-батюшке. Конечно это только легенда, требующая проверки.

Своего деда по отцовской линии Депутатова Ивана Ивановича я не помню, т.к. он умер когда я был еще маленький. Все мои познания о нем это рассказы близких родственников и старожилов. До сих пор в Толмачах старожилы помнят этого бородатого и неимоверно сильного кузнеца ( по-карельски šeppä ). Дети смотрели на него с восхищением и называли "dädukka" на карельский манер с ударением на первом слоге. Сейчас, когда мой жизненный путь прошел свой пик, я вспоминаю эти рассказы и представляю своего деда как прямого потомка калевальского Илмариннена.

О его огромной силе говорит тот случай, связанный с нашей родной матерью- церковью в Толмачах, когда в тридцатых годах нужно было поднять язык для колокола весом 12 пудов (т.е. почти 200 кг) на колокольню. Кто будучи детьми, как мы лазали на колокольню, те знают какой узкий там проход и пройти можно только по одному, т.е один за другим. 200 кг для двоих оказалось не под силу, трое, тем более четверо, не пройдут. Видя такую ситуацию, дед один берет язык для колокола себе на грудь и поднимается на колокольню высотой если мне не изменила память 44 м. Подняв такую тяжесть, он еще держал язык на весу пока не вставили стержень для его крепления.

Случай второй. Дед зимой шел пешком из д. Климово в Толмачи и когда он прошел уже более половины пути его обогнали на возке пьяные мужики. Когда они уже скрылись из виду он на дороге обнаружил, что они потеряли мешок с мукой (3 с половиной пуда, т.е. около 60 кг). Он подобрал его и оставшиеся 2 км пронес, нашел мужиков в "казенке" и отдал им. Я представляю, как им было стыдно, что они не подвезли его, а он принес за 2 км и вернул им шестидесятикилограммовый(!!!) мешок.

При всей своей силе он было очень добрый и очень любил животных. По этому поводу также рассказывали такой случай. Однажды он увидел как мужик бил кнутом лошадь, т.к. она не могла ввести воз с сеном в сарай. Он выхватил у него кнут, отбросил его, распряг лошадь, отвел ее в сторону, взялся за оглобли и сам ввез телегу с сеном сарай. Ему же дед показал кулак размером с полупудовую гирю и сказал: " еще раз увижу, что обижаешь лошадь - убью!"

Мать рассказывала, что если меня не могли успокоить, когда я плакал, то меня отдавали на руки деду. Его борода для меня была лучшим утешением и игрушкой. Она у него была такой величины, что у меня голова свободно пряталась там, а я раздвигая "пряди" бороды высовывался и смеялся.

Как известно кроме стороны отцовской, существует еще и материнская сторона. Мать, дай Бог ей здоровья и долголетия, родилась и выросла на Селигере, где начинается Волга. Труженица, она практически одна вырастила нас с братом Аркадием. После гибели моего отца она вышла замуж, родила брата, но с мужем жила недолго из-за его беспробудного пьянства. Родом отчим был из деревни Высокое, невдалеке от большого села Назарово.. Меня всегда умиляло название соседней деревни Лаптинкюля (официально - Горохово). Вообще у нас такие сочетания карельского и русского в словах были нередки, например строки из частушки: "по деревне юльчи кюля", дальше нельзя - неприлично. Похоже на поэзию вагантов в средние века, только там сочетание родного языка с латынью.

Помню в Высоком я видел и кроме как у карел больше нигде не видел - умывальник встроенный в нише печи очень похожей на русскую. Умывальник был выполнен в виде подвешенного на цепочке глиняного "чайника", но только с двумя "носиками". Под этим сооружением стояла лохань. Чтобы вода потекла нужно наклонить "чайничек" за один из носиков. Характерно, что зимой вода в таком умывальнике всегда теплая.

В бане голову мыли щелоком (это отвар золы), отчего волосы были очень мягкие и кажется светлели.

Надо отдать должное, в семье моего отчима ко мне очень хорошо относились. С племянниками отчима мы ходили в лес и купались в речке Тихвинке (речка маленькая, но была в то время очень рыбной).

Я часто я с благодарностью вспоминаю своего дядю - брата матери Агафонова Е.П.. После гибели на фронте отца, он практически мне его заменил, а самое главное - не дал мне вляпаться в коммунистическое дерьмо. Это надо пояснить.

Первый год своей воинской службы я служил в Москве в сержантской школе, точнее в Бабушкине. Меня вызвал командир взвода и сказал: "На взвод дали разнарядку на 1 человека для вступления в партию, решено двигать тебя. Поезжай по месту жительства и привези рекомендацию в партию".

Я сказал что сделаю, имея в виду своего дядю, (он дядя по матери и фамилии у нас разные), а заодно и дома побываю. Он , как водится, накрыл на стол и после двух-трех рюмок я сказал ему об основной цели моего прибытия. Он сказал мне, что рекомендацию мне он не даст, и объяснил мне дипломатично, что можно быть и так хорошим человеком. Всего сказать он мне не может и просил на слово поверить, что мне это не нужно (это был 1961 год), а уже в восьмидесятых годах он мне рассказал все , что он видел на фронте будучи редактором журнала "Защитник Заполярья" , имея в виду как гибли матросы и а награды получали замполиты.

Уже будучи заведующим кафедрой несколько раз мне ректор Афанасьев А.Я. (царство ему небесное, в принципе был замечательный человек) настойчиво рекомендовал вступить в ряды КПСС , но я под разными причинами уходил от этого.

Я горд тем, что ни мать моя и ни отец - не были членами этой бого-мерзкой партии.

В детстве у нас у всех были прозвища (кликухи по блатному). Моя кличка была "Ходырь". Видимо по аналогии с одним бродячим мастеровым на все руки, который ремонтировал, самовары, замки, делал ключи (конечно без тисков и все в руках) и я постоянно что-то мастерил. Тогда я думал, что "Ходырь" как его все звали, была его кличкой и только теперь когда мне сказали, что его звали Федор, понял, что это было его имя по-карельски (Hodari). Одного из моих друзей Юрку Воскресенского звали "Фурик", а вот к другому Вите Гусарову (царство ему небесное - он рано умер) никакая кличка не прилипла.

Любимым нашим развлечением был лес, где мы постоянно находились, и охота, в то время с луками, копьями и капканам, делали "поджигалки ", которые заряжали селитрой от спичек, т.к. в то время пороха у нас не было. Такие вот, самодельные "револьверы", заряженные селитрой и вместо пули шариком от подшипника за 10 метров пробивали 50 мм. доску. Только , будучи в старших классах я приобрел берданку 28 калибра без выбрасывателя, сделанную на базе нашей известной винтовки. Т.к. не было выбрасывателя приходилось таскать с собой самодельный шомпол. Этой то берданкой я чуть было случайно не убил своего друга Витю Гусарова. Берданка часто давала осечки и я решил " вытянуть" молотком на наковальне боек. Кто имел дело с винтовками имеет представление о строении затвора (стебель, гребень, рукоятка и т.д.). Вытянул я его, видимо, с излишком и он торчал в не взведенном состоянии из головки затвора. Когда я ударил прикладом по стволу дерева, чтобы спугнуть белку - прозвучал выстрел из-за того, что патрон по инерции двинулся из патронника и налетел капсюлем на торчащий боек. Рядом на расстоянии 1 м. стоял Витя и заряд просвистел у него возле левого уха. Немая сцена... Это потом до меня дошло и я вычислил ситуацию с выстрелом, но тогда мы оба понять не могли из-за чего все же берданка выстрелила и только господь Бог отвел беду. Стой Витя сантиметров на 8-10 левее и не было бы у меня друга.

Каждую весну мы ловили рыбу в нашем ручье, которая из реки Медведицы заходила на нерест используя для этого "морды" и "лёрушки", происхождение названия второй снасти не понятно, скорее всего это русифицированное карельское название.

Кто-то из друзей подарил мне старый фотоаппарат с гармошкой "Фотокор" , но к сожалению в объективе не хватало одной линзы. Я целый год подбирал линзу. Пусть не подумает уважаемый читатель, что я имел доступ к набору линз. В качестве линз я использовал вогнутые донышки от аптечных склянок. Их нужно было вырезать и как-то приладить к объективу. У кого то это вызовет улыбку, т.к. невозможно найти такое донышко, которое бы имело идеальную сферу.

И вот наконец, после огромного количества проб, я сумел получить на негативе кривобокое напоминание фигуры человека. Конечно понять кто там именно был изображен нельзя, да и фигура больше напоминала пень, а не человека, но тем не менее я был тогда счастлив. Целая проблема была с реактивами. Мать на них денег не давала и я просил соседа с соседней улицы (Тракторной) Кошкина дядю Толю не выливать отработанные реактивы, а отдавать мне. Чтобы они работали, я занимался проявкой материалов на печке, предварительно нагрев реактивы и вот таким образом я выходил из положения.

Конечно самым моим серьезным увлечением, определившим все мое будущее была радиоэлектроника. Современная молодежь не знает как самому рассчитать и изготовить конденсатор ( это к счастью в век микросхем и ЧИП это и не надо), а мы это делали из фольги и даже помню номинал блокировочного конденсатора в детекторном приемнике - 6800 пикофарад. Детекторы для приемников мы "варили" сами, отыскивая точку с полупроводниковым эффектом - сплавляя свинец с серой. Напоминаю это был конец 50-х годов прошлого века. Сколько было радости, когда я изготовил детекторный приемник и он у меня заговорил. Конечно переменного конденсатора у меня не было (не на что было его купить), колебательный контур я выполнил в виде вариометра (катушка в катушке).

Учитель физики Невский В.Н. долго смеялся когда я принес приемник, выполненный на деревянной доске в школу. Он говорил, что я изобрел новый способ "пайки" - гвоздем. Способ заключался в следующем: на деревянную панель (играющую роль шасси) до половины длины заколачивается гвоздь, наматывается на него например проводок от конденсатора и проводок элемента, с которым нужно соединить конденсатор, затем гвоздь заколачивается до конца - получается надежное соединение (альтернатива скрутке). Этот приемник в физкабинете школы хранился еще много лет, пока не сгорела школа. Пока я был старшеклассником - был бессменным старостой кружка физики. Безумно любил свою учительницу физики Зайцеву М.Г. (мне кажется любовь была взаимной), т.к она мне прощала невыполненные задания по физике. Однажды она мне сказала:"Володя, несмотря на твои золотые руки инженера из тебя не получится если ты не будешь решать задачи по физике, а получится из тебя ремесленник".

Она оказалась права инженер из меня не получился, получился врач, а электроника (я уже не пишу р а д и о электроника, т.к. радио мне быстро надоело и я занялся прикладной электроникой) - стала не только моим хобби , но и помощником в научной работе. К окончанию института я уже имел два авторских свидетельства на изобретения из области медицинской радиоэлектроники и Диплом Всесоюзной радиовыставки.

После окончания института в Иванове, прошел специализацию по нейрохирургии и более узкую специализацию по клинической нейрофизиологии в Институте нейрохирургии им. Бурденко. Открыл в областной больнице кабинет клинической нейрофизиологии, где проработал 10 лет и защитил кандидатскую диссертацию. После непродолжительной работы в Ивановском мединституте возглавил в Шуйском госпединституте (сейчас университете) кафедру основ медицинских знаний, защитил докторскую диссертацию, профессор, избран действительным членом Международной академии авторов научных открытий и изобретений.

Видимо как у всех, когда жизненный путь перевалил через свой пик меня стали волновать вопросы: "Кто я есть? И откуда я?, Где мои корни?".

К сожалению до 40 лет я не знал даже откуда появились карелы в центре России. Видимо были более важные заботы - семья, карьера. Не волновало также происхождение моей не стандартной фамилии. Иванов, Петров, Столяров, Воскресенский - принцип происхождения таких фамилий ясен, нужна только конкретика.

Конечно в таком деле большое подспорье Интернет. Здесь я обнаружил много однофамильцев, а может и родственников. В их числе известный духовный писатель протоиерей Н.Депутатов, получивший духовное образование в Харбине и защитивший диссертацию в Jordanville , NY USA. Известный художник В.Депутатов, герой Советского Союза танкист Иван Депутатов и т.д.

Чтобы отдать должное, погибшим на фронтах ВОВ мы составили список однофамильцев , который (хотя он и не совсем полный т.к. книги памяти еще не во всех регионах составлены) опубликуем, это также поможет разобраться в корнях.

В Интернете (к сожалению поздно) я познакомился с историей нашего народа, узнал о тех делах которые делаются по возрождению его самосознания, культуры и языка как ее неотъемлемой составляющей. Перекачал и регулярно прослушиваю карельские песни и частушки. Некоторые из них, невзирая на свою простоту, трогают до глубины души, например Oma randa, а Armahazella на мой взгляд не хуже чем библейская Песнь песней Соломона.

Теперь к вопросу о сайте. Идея создания такого сайта очень проста. Карелы, проживающие компактно имеют возможность каждодневного общения друг с другом и находятся в эпицентре всех этнокультурных событий. Карелы, рассеяния такой возможности не имеют, и поэтому я, страдая ностальгией, решил открыть в Интернете такое место, где карелы рассеяния могли общаться и получить информацию по истории, культуре и этнографии своего народа. Наш сайт будет помещать публицистику не только авторов карельского происхождения или о карелах, но и авторов братских народов или о них (финнов, эстонцев, вепсов, ингерманландцев и т.д.).

Я без особых претензий на предмет удивить кого либо своим сайтом ибо ничего нового нет на свете и как писал Екклесиаст:

Все реки текут в море, но
море не переполняется ; к тому
месту , откуда реки текут, они
возвращаются, чтобы опять течь.

Все вещи в труде; не может
человек пересказать всего; не
насытится око зрением не наполнится ухо слушанием.

Что было, то и будет ; и что
Делалось, то и будет делаться, и
Нет ничего нового под солнцем.
(Ветхий завет, книга Екклесиаста или проповедника гл.1 стих 7-9)

Добро пожаловать на наш сайт!
Tervetuloa!

© Депутатов Владимир Петрович (E-mail: dvp2003@mail.ru)

Назад

ФОРУМ КАРЕЛ РАССЕЯНИЯ 2003 — 2004
Редактор: Депутатов В.П. E-mail: dvp2003@mail.ru
Вебмастер: Попов А. E-mail: absurd84@mail.ru


Используются технологии uCoz