Назад

Время величия беломорской Карелии.

 Содержание:
 Беломорская Карелия и викинги
 Карелы на море
 Карелия между Швецией и Россией
 Наследство "детей карельских" в беломорской Карелии
 Соляные варницы

 От солеварения к мореходству

 Известность Карелии в Европе
 Источники

Время величия беломорской Карелии в 1400-х и 1500-х годах.

 
Имя беломорской Карелии связано с именем крупнейшей реки региона – Северной Двины.  Река на некоторых европейских картах 1500-х годов называется Divinum flumen (Божеский поток), по-русски: Двина, по-карельски: Виенан йоки, а море, куда река впадает –Виенан мери. Имя реки происходит, вероятно, от прибалтийско-финских корней (может от слова:  vieno, тихий, спокойный). Позднее море стало называться Белым, что, вероятно, объясняется его туманным, белёсым оттенком.      

Беломорская Карелия и викинги

Постоянное население берегов Северной Двины восходит по времени к походам викингов. Английский король Альфред рассказывает в конце           800-х годов о норвежском мореходе по имени Отар. Он отправился от норвежского Хаалогаланда (район Лафонтенских островов) далеко на север и на восток к большой реке, которую можно интерпретировать как Северную Двину. Отар рассказал о своем путешествии то, что на другом побережье той реки была возделываемая земля. Отар рассказал также о том, что он встретил во время путешествия жителей, которых он называл по имени ”finnar” (финны), но по его толкованию это могло означать саамов. Вероятно, саамы там и жили, но вряд ли они могли заниматься земледелием. Там  должны были жить другие финские народы, так как русские появились там только в начале следующего тысячелетия, вероятно не ранее 1100-х годов.  
В скандинавских сагах много рассказов о норвежских походах в районы устья Северной Двины, начиная с 900-х годов. Они торговали, но при удобном случае часто грабили с помощью оружия. Также есть сведения о походах карелов к побережью Норвегии в начале второго тысячелетия. Хроники рассказывают о чередующихся обеими сторонами торговых и военных ”визитах”, проходивших до начала  1400-х годов. Эти связи оставили свой след в народных традициях Беломорской Карелии и, по всей видимости, и в языке.

Карелы на море

Ссылки на родственное финнам население содержатся в старой топонимике Беломорья и в нескольких письменных источниках. Первыми достигли Беломорья вероятно такие охотники за ценной пушниной, как коми (зыряне), вепсы и карелы, последние вероятно уже в 1200-х годах завладели широким просторами побережья и охотничьими угодьями внутренних районов.  

Молодое карельское племя переживало во времена походов викингов  период сильного культурного развития и расширяло свои владения, особенно, по берегам Ладожского озера. Карельские охотники от берегов Ладожского озера достигли северного побережья Ботнического залива, использую естественные водные пути, возникшие еще в ледниковый период, там они строили свои деревни и опорные пункты по берегам лососевых рек, включая Реку Кемийоки (впадающую в Ботнический залив). Второе направление карельской экспансии вело к побережью Белого моря       через водные протоки между озером Пиэлисьярви и Онежским озером. На обоих направлениях из карельской среды вырастали мореходы и купцы. С Побережья Ботнического залива карелы путешествовали на юг вплоть до Таллинна, а их Белого моря через Северный Ледовитый океан до  норвежского Финмарка.  

Карелия между Швецией и Россией

Молодые государства Швеция и Россия стремились расширить свои владения и включились в 1100-х годах в борьбу за обладание Финляндией. Швеции удалось откусить больший кусок Финляндии силами католицизма и крепостной техники, Россия осталась в районе Ладожского озера и стала медленно и первоначально мирно продвигаться на восток в направлении Белого моря. Спор за Финляндию был решен силой оружия. Страна была поделена в первый раз по Ореховецкому миру 1323 года. Границу провели с юго-востока на северо-запад, с восточного побережья Финского залива, по Вуоксе, району Савонлинны, через озерный край внутренней Финляндии к реке Пюхяйоки и Ботническому заливу.  
Граница не была обозначена на местности, и вскоре финские переселенцы пересекли ее, а карелы не смогли защитить свои прежние права владения побережьем северной части Ботнического залива, и уступили финским переселенцам и власти Швеции. Беломорские карелы все же продолжили торговлю в Приботнии и регулярно участвовали на ярмарках в Оулу, Кеми и Торнио.  

Наследство "детей карельских" в Беломорье

Н
а побережье Белого моря карелы сохраняли ведущие позиции намного дольше, чем в Финляндии, даже в то время, когда влияние Новгородской России начало при расширении русских поселений. Во
владении карелов была большая часть южного и западного побережья Двинской губы, а также и внутренние районы. Карелы собирали пушную дань с саамов. По сохранившимся торговым книгам начала 1400-х годов карельские рода продавали новгородцам свои права на охоту и рыболовство на значительных территориях вплоть до Лапландии. Документы говорят о ”пяти родах детей карельских”, которыми были Куурола, Роуккула, Тиурула, Валдола и Выймола. Наиболее известными были Роуккула и Валдола (Валлитту), члены которых были доверенными лицами Новгорода в Ладожской Карелии.
Например, в 1419-20 года карел Афанасий сын Есифия со своими двумя братьями продал новгородскому посаднику (городскому главе) два больших земельных и водных участка с тонями и другими доходами от устья рек Сорока и Выг до деревень Вариссельгя и Скоморохово, являвшихся наследственными землями родов Куурола и Роуккула. Скоморохи владели стихотворным и песенным искусством, и их появление в отдаленных деревнях Беломорья, вероятно, подразумевает карельских рунопевцев.                       О прочном положении женщины рассказывает торговая книга, по которой вышедшая замуж за представителя рода Тойвотту Ховра Васильевна из рода Роуккула в середине 1400-х годов продала посаднику большой наследный участок на побережье и в районе озера Куйтто, а также по берегам реки Кемь (Беломорье) со всеми угодьями и платившими дань саамами. Некоторые карелы продавали права владения также на южном побережье Кольского полуострова по берегам рек Умба и Варзуга. Некоторые завещали свои земли за право первой поминальной молитвы тогда еще молодому Соловецкому монастырю. Карелы договаривались с руководителями Новгорода о рыболовстве в лучших местах по очередности, и когда рыбаки посадника пришли однажды туда со своими сетями не в свой год, карелы порвали их сети, хотя затем и возместили стоимость ущерба.   

Соляные варницы

Беломорские карелы сохраняли свои широкие свободы на протяжении 1400-х годов.        Они платили налог Новгороду и собирали дань с лопарей (саамов) получая по праву первенства большую ее часть. После того как Москва покорила Новгородское государство, она усилила свою властную хватку и в Карелии. Беломорские карелы, однако, сохраняли свои позиции еще в 1500-х годах в охотничьих угодьях и торговле, а также частично в сельском хозяйстве беломорского побережья.       
Уже при власти Новгорода карелы развивали в качестве нового источника доходов варку соли из морской воды, продавая соль в южные районы. Швед Олаус Магнус рассказывает в ”Истории северных народов” в середине 1500-х годов о том, как на севере варили соль. Морскую воду подводили из глубинных слоев по деревянным трубам в широкие и низкие железные чаны, в которых воды выпаривалась, и получалась соль. Эту технику хорошо знали на побережье Белого моря, и рассказывали, что в лучшие времена там работало примерно 180 соляных варниц.   
В варнице было обычно две выкованных широких соляных сковороды, под одним горел костер, в то время как другую сковороду опорожняли от соли и снова заполняли морской водой. Один их немецких дворян путешествовавших в России рассказывал, что каждую зиму 2 тысячи лошадей доставляли в Россию возы с солью. Хотя эти сведения возможно и преувеличены, но в них подчеркнута важность беломорского солеварения, следует добавить, что беломорская соль продавалась в 1600-х годах на ярмарках в Каяни.    

От солеварения к мореходству

Солеварение было важным промыслом, которое давало работу лесорубам, кузнецам, столярам, умелым профессиональным солеварам, упаковщикам, кладовщикам, купцам и перевозчикам. Оно приносило богатство т его посредством свободу в Беломорскую Карелию. Солеваренная отрасль вначале была во власти крестьянского населения, главным образом, карел. Когда Соловецкий монастырь вырос и обогатился при поддержке российской церкви и правителей, он добился с помощью взяток, скупки и в счет погашения долгов все большей собственности, в том числе и солеварен. При поддержке российских властей на Беломорье стала распространяться российское общественное неравноправие.
И на этот раз карельское население Беломорья нашло свой источник получения дохода и богатства. Когда английский морской капитан Ричард Ченслер в 1553 году отправился искатьморской путь в Сибирь через Северный Ледовитый океан, буря загнала его в устье Северной Двины. Он проплыл на речных судах по Северной Двине и ее притоку Сухоне в Вологду, а оттуда в Москву. Мир переживал тогда время великих географических открытий и первый период глобализации на океанах. Ченслер провел переговоры о торговле через Северный Ледовитый океан и Белое море, так как Швеция, захватив Таллинн и Нарву, господствовала на восточном торговом пути в Балтийском море.   

 

Английские, а затем голландские корабли, останавливающиеся в портах Кольского полуострова, начали доставлять грузы в находившийся в устье Северной Двины Архангельск, откуда речными судами их доставляли далее до Москвы. Исследователь финно-угорской культуры Г.И.Стипа из средней Европы указывал на то, что карельские корабельщики господствовали на Белом море и на рынках по берегам рек, так как их парусники были наиболее легкими и быстрыми, чем у других, также у карелов были длинные вёсельные речные суда.  

 

Путешествовавший в Беломорье в 1560-х годах голландский купец Симон Ван Салинген рассказывал в своих отчетах о высоком судостроительном искусстве карелов и об их типах кораблей. Он сам, испытав различные вилы судов, признал лучшими  карельские. Карелы обладали тогда высоким профессионализмом, деньгами и славой.      

 Известность Карелии  в Европе

В
1500-х годах сильно развивалась кроме мореходства,  картография, которой занимались, прежде всего, в Италии, Германии, Голландии, Англии и Франции. Европейской известности Карелия достигла именно на севере. Известный немецкий картограф Себастьян Мюнстер поместил Карелию (Corelia) на берегу Белого моря. Второй известный картограф Герардус Меркатор расширил изображение Карелии до северо-восточного берега Кольского полуострова и добавил к этому текст: Corelia terra, insigniter fertilis (Карельская земля, чрезвычайно плодородная). Еще дальше пошел голландец Лукас Ваагхенаэр в 1584 году (опубликовано в 1599году). Он нарисовал на морской карте вид, если смотреть с севера со стороны Северного ледовитого океана на устье Северной Двины.  На восточном берегу низовьев Северной Двины читаем: Russiae pars (Российская половина), на западном побережье: Coreliae pars (Карельская половина). Итак, Карелия простиралась на востоке до Северной Двины.

Та же граница представлена и на других картах. Заслуживает внимания карта начала 1600- годов аглийско-голландского картограф Исаака Масса. На карте представлено топонимов на северодвинском пути больше, чем в Финляндии и Скандинавии вместе взятых.  Это говорит о созданной карелами коммуникационной сети: в ней точно указаны места каждой якорной стоянки и расположение кабаков, поскольку более чем 800 –километровый путь против течения требует времени, сил, хлеба и пива.  

Это был конечный рассвет периода величия Беломорской Карелии, так как 1600-е года были временем внутреннего разброда и слабости России, тогда как Швеция стала великой европейской державой, захватившей территории вплоть до центральной Европы. Беломорская Карелия беднела, русификация прогрессировала сила новых переселенцев и централизированой власти. В богатой народной поэзии Беломорской Карелии сохранились отголоски, как древнейшей мифологической культуры, так и о жизни в период величия Беломорской Карелии.     

Хейкки Киркинен

Источники

Кюости Юлку: Квенланд – Кайнуунмаа (Каянская земля). Оулу 1986.
Кюости Юлку: Возникновение восточной границы Финляндии. Рованиеми 1987.
Хейкки Киркинен: Биармы, карелы и поморы в Белом море. Ежегодник калевальского общества 1977-1978. Пиексямяки 1999.
Хейкки Киркинен: Карелия между востоком и западом, I. Хельсинки 1970.
Хейкки Киркинен: Секретный дополнительный протокол в Ореховецком мирном соглашении?  Исторический ежегодник 3/2004.
Стипа Г.И.: Карельское мореплавание в Белом море в1600-х годах. Ежегодник Финного-угорского общества 1978г. Хельсинки 1983.
Старинные карты Финляндии. Хельсинки 1967.

 

О возможно первой попытке создания карельской письменности

 

Упомянутый выше голландский путешественник Симон ван Салинген был в Беломорской Карелии в 1566-1568 годах. Он писал о встреченном им монахе Фёдоре Чудинове, который слыл ”за русского философа и историка, так как написал историю Карелии и Лапландии”. Фёдор Чудинов ”рискнул изобрести письмена для карельского языка, на котором никогда раньше не писал ни один человек”. Фёдор Чудинов составил карельскую азбуку, сделал переводы молитв на карельский язык. Известно, что Симон ван Салинген ознакомился с трудами монаха-карела. Возможно, где-то в церковных архивах до настоящего времени хранятся труды Фёдора Чудинова.

Знаю из некоторых источников о том, что при переселении карелов в тверские земли какие-то исторические записки принесли с собой карельские священники. Известно также, что в 1937 году при аресте священника церкви в Малом Козлове (Pikkarane Kozlova) НКВД изъяло какие-то старинные документы, проливающие свет на карельскую историю.    

 

Г.И. Светлов

 

 

 

Приложение: Финская карта народонаселения XVI-XVII веков. Финские народы – красно-розовый цвет, русские –темно-серый.
Используются технологии uCoz